Повышение педагогической квалификации – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».
Основные цели повышения квалификации педагогических работников:
– развитие их профессиональной компетентности;
– формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;
– формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника.
Все эти цели вместе обеспечивают выполнение требований по достижению современного качества образования.
К задачам повышения квалификации педагога можно отнести:
- совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик;
- поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности;
- создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности;
- апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
- предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов и т. д.
По продолжительности обучения на курсах повышения квалификации педагогических работников предпологают три формы обучения:
- краткосрочное — тематические обучение по месту работы с написанием и защитой реферата, зачета или экзамена по завершению курса длительностью не менее 72 часов;
- семинарское — апробация и решение вопросов по социально-экономическим, технологическим или методическим аспектам длительностью 72-100 часов;
- долгосрочное — педагоги углубленно занимаются изучением актуальных педагогических, технологических или психологических проблем, касаемых основной сферы деятельности в рамках курса длительностью более 100 часов.
Немаловажной особенностью последних лет в практике повышения квалификации для педагогических работников является полномочие образовательных организаций по выбору форм дополнительного профессионального обучения сотрудников. По связи с производством формы повышения квалификации делятся на:
- внутришкольные мероприятия — наиболее популярные и финансово доступные, объединяю обучение всех членов педколлектива;
- стационарные без отрыва от преподавания — преимущественно в рамках методического кабинета города и локальных ОУ;
- стационарные с отрывом от преподавания — дорогостоящее обучение, которое осуществляется в других городах или локально;
- дистанционные курсы — востребованные и доступные по цене формы обучения без отрыва от производства, которые позволяют повышать квалификацию в индивидуальном порядке или группам слушателей вебинаров, мастер-классов или курсов;
- смешанные — комбинированные формы, в которых часть модуля проходит индивидуально, а часть — стационарно.